whatsapp: +996 550 240 914
call-squared
тел: +996 508 070 720
new-post
tuusu@mail.ru
marker--v1
Дарек: Бишкек шаары, Т.Абдумомунов көчөсү, 193
24.03.2025
12.1 C
Бишкек

Прорубим окно в Китай

Поднебесная – гигантский рынок, способный поглощать любые виды продукции в любых объемах. В Китае сформировалась крупнейшая в мире группа населения, доходы которой позволяют потреблять товары и услуги премиального качества. Китай — крупнейший мировой экспортёр, но сейчас власть меняет экономическую политику и открывает внутренний рынок для импортных поставок. КНР, наконец, наш ближайший сосед, с которым торговать, вести дела, что называется, сам бог велел. Вот и возникает вопрос: насколько полно, насколько масштабно, насколько глубоко используется потенциал сотрудничества?

С Китаем отечественные предприниматели первые контакты установили в общем-то достаточно давно, еще в первые годы независимости Кыргызстана. И с 90-х годов прошлого века бизнес с соседней страной весьма успешно ширится и развивается. Нюанс заключается лишь в том, что товарные потоки всегда шли и в целом все еще идут, если не считать давно ушедшие в небытие  поставки металлолома, шкур животных и прочего сырья, в одном только направлении – в направлении Кыргызстана.  Импорт, реэкспорт китайского добра – дело, бесспорно, нужное, выгодное, но, считаю, все же настала пора принципиально, предметно ставить другой вопрос: а что же у нас с экспортом в Китай?  Имеет ли ситуация позитивную динамику, есть ли сдвиги в продвижении отечественной продукции на рынок Китая?

Чем завоевать потребителей из Поднебесной

Предприниматели знают, что изучение, исследование нового рынка – дело трудоемкое, затратное и сугубо специальное. Потому  оставим его профессионалам, а обозначим здесь лишь те товарные позиции, которые успешно апробированы на китайском рынке иностранными предпринимателями, в частности, российским бизнесом. И вот их пример, их работа показывают, что у соседа пользуются спросом мясо, мед, фрукты, кондитерские изделия, сухое молоко, сухие сливки, соки, минеральная вода, лимонады и другие напитки, алкоголь (вино, пиво, водка). То есть именно то, что уже производится в Кыргызстане: не нужно, иными словами, специально вкладывать деньги, специально создавать какие-либо новые производства для экспорта в Китай. Вполне реально начать пробиваться на рынок соседа, используя имеющийся потенциал, имеющиеся мощности.

Предвижу вопрос скептиков:  зачем китайцам покупать иностранные продукты, когда у них никакого дефицита нет, когда они сами могут завалить весь мир своей продукцией? Так-то это так, только дело в том, зажиточные люди, коих там несколько сот миллионов, ценят свое здоровье, хотят потреблять то, что у них ассоциируется с безопасностью и высоким качеством. И многое, что производится в странах СНГ, они считают чуть ли не эталоном, поскольку, как они думают, используется экологически чистое сырье, выращенное на землях, не зараженных химикатами.

Как вести бизнес с Китаем и избежать ошибок?

Некоторое время назад мне довелось брать интервью у предпринимателя, который изнутри знает Поднебесную и который лично занимался  бизнесом с китайцами. Но, пока готовилась публикация, мой собеседник перешел работать на госслужбу, заняв ответственную должность и поэтому по этическим соображениям приведу несколько выдержек из беседы, не указывая имя интервьюера.

 Вопрос. Экспортные поставки в Китай в нашем представлении  – необъятное поле деятельности.

Ответ. Это, бесспорно, так и есть. Поэтому мы, вместе с единомышленниками, планировали сконцентрироваться на продвижении продукции сельского хозяйства. Чтобы, как говорится, свою гипотезу проверить на практике, я лично осуществил ряд поставок колированной черешни из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана в Поднебесную. Параллельно активно сотрудничал с Министерством сельского хозяйства, Государственной ветеринарной и фитосанитарной службой, другими государственными органами для устранения административных барьеров, мешающих торговле между КР и КНР.

Вопрос. Иными словами, вы поняли, что для наращивания экспорта нужна системная работа?

Ответ. Именно. Прорубать окно в Китай возможно только в том случае, если заинтересованные деловые круги и  власть станут действовать сообща, скоординированно. Удалось ли решить задачу? Все проблемы, разумеется,  разом не решить, это живой процесс, ситуация часто меняется, возникают новые вопросы, требующие оперативных решений. Но все же кое-каких результатов удалось  добиться. К примеру, ваш  покорный слуга способствовал разработке и подписанию соглашений по экспорту нашей молочной продукции и пшеничной муки в Китай. Также из конкретных успешных и реализованных мной проектов считаю организацию участия Кыргызстана во Всемирной ярмарке-выставке «Экспо-2019», прошедшей в Пекине.  Дело в том, что я еще был общественным советником министра сельского хозяйства, а всемирная выставка проходила под тематикой «Садоводство» и под лозунгом “Зеленая жизнь”», что подходило для презентации продуктов сельского хозяйства, экологически чистых и натуральных продуктов, чем Кыргызстан собственно может похвастаться.

Вопрос. Что из наших продуктов пользовалось популярностью у китайцев?

Ответ. Китайцы живо интересовались медовой, молочной, сырной, мучной продукцией (лапша, макароны), сухофруктами, соками и минеральными водами. Я организовывал в павильоне дегустацию меда, сырную продукцию. За время работы выставки подключил все свои связи, приглашал представителей китайских СМИ с миллионными аудиториями, чтобы о Кыргызстане как стране с древней историей, богатой культурой, прекрасной природой, а также об его продукции узнали как можно больше предпринимателей, граждан Китая.  Имело ли что-то  продолжение после завершения выставки? Насколько знаю, благодаря контактам, налаженным во время «Экспо», в последующем были поставки меда в Сингапур. Приезжали к нам представители 4-х крупных китайских компаний закупать местную продукцию: мы им организовали ознакомительную поездку по стране, по предприятиям.

Второй результат, помимо успешной организации участия Кыргызстана в «Экспо-2019» — это соглашения по реализации 2-х крупных инвестиционных проектов с участием китайского бизнеса. Один из них – это  проект по открытию в стране животноводческого комплекса и проект «Цифровое сельское хозяйство». Цель – создать в Кыргызстане образцовые агропредприятия, которые в своей работе будут использовать новейшие высокие технологии.

Вопрос. Дроны, спутниковая связь, беспилотная техника…  Все это хорошо, замечательно,  но они применимы, как понимаю, в масштабах крупных хозяйств. А у нас отрасль представлена мелкими фермерами, соответствующих масштабу задач партнеров найти почти невозможно. Скупать земли тоже нереально, тем более иностранцам. Как видится вам решение этой проблемы?

Ответ. Проблема такая действительно имеется. Мы вели переговоры и на уровне правительства, инвесторам было рекомендовано изучить возможность освоения нескольких участков богарных земель. Инвесторы эти участки посмотрели, подтвердили свое согласие вложить средства в строительство скважин под воду, других объектов инфраструктуры.

Вопрос. Вы сказали, что после «Экспо-2019»  отдельные наши предприятия сумели вывести свою продукцию на рынок Китая. А смогли они наладить стабильные, постоянные поставки?

Ответ. Сейчас я не занимаюсь бизнесом и не владею информацией. Но в  допандемийный период, насколько мне известно, шло наращивание поставок меда, колированной черешни. И еще: по экспорту мяса МРС и КРС в Китай вижу большую перспективу, но эта тема столь интересная и неординарная, что стоит отдельного разговора. А вообще предприниматели должны иметь в виду, что  между Китаем и Кыргызстаном подписаны соглашения о поставках в КНР продукции по 6–7 наименованиям.

Вопрос.  У нас немало  предпринимателей хотели бы найти китайских партнеров, продавать свою продукцию в Китай, но у них  слабое представление о стране, они языка не знают. Как им быть?

Ответ.  Первое. Качество продукции должно быть высокое. В Китае очень жесткие требования к качеству продукции и их выполнение тщательно контролируется. Второе:  как искать, как найти китайцев-покупателей, если такая продукция имеется? Ответ тут простой. Сейчас век технологий. Китайские компании-импортеры тоже находятся в поиске поставщиков, партнеров, они мониторят русскоязычные каналы получения информации. Я бы посоветовал выйти через консалтинговые компании, через бизнес-ассоциации, которые не начнут, что называется с нуля искать, а у которых есть перечень потенциальных партнеров. Можно, конечно, попробовать найти через знакомых, через родственников и друзей, через тех, кто там учился, но это малоэффективно, это рискованно, поскольку не можешь предварительно проверить потенциального партнера.

Вопрос. Часто говорят, что мы не можем делать поставки в требуемых объемах. Только непонятно, какие именно объемы должны быть? Например, по мясу. В месяц, в год какой минимальный объем должен быть? Контракты могут быть только долгосрочные или на разовые поставки тоже могут быть? 

Ответ. Китайцы работают с любыми объемами, можно найти ниши и на малые объёмы. Просто надо найти свою нишу и постепенно объемы поставок увеличивать. Пусть будет маленький объем, но премиальная продукция, которая может продаваться с большой маржой. А в принципе, конечно же, нам в Кыргызстане надо идти на создание крупных хозяйств, крупных производств и  кластеров.

Знаем ли мы Китай?

В отношениях с Поднебесной сложилась,  думается,  весьма парадоксальная ситуация. Мы все постоянно говорим, что Китай наш большой сосед, важный торговый партнер. В то же время складывается  ощущение, что освоением рынка Поднебесной Кыргызстан системно не занимается. И все действия с нашей стороны представляются  разрозненными, немного хаотичными. Не видно, не чувствуется наличие долгосрочной концепции развития сотрудничества с Китаем. Есть такая проблема, признают мои собеседники и полагают, что она порождена частой сменяемостью руководителей госорганов, куда каждый раз приходят новые люди с новыми взглядами, новыми подходами, новыми приоритетами.

А, возможно, и я, и мои собеседники, ошибаемся. Возможно, что у соответствующих ведомств есть и планы, и программы, что у них просто кипит работа, а мы просто об этом не знаем. Если так, у них и спросим,  и расскажем вам, читателям, об услышанном. Расскажем и о том, удается ли власти и бизнесу концентрировать свои силы и средства на китайском направлении, комплексно, системно решать вопросы наращивания экспорта в Китай.

Курманбек МАМБЕТОВ

От редакции. Приглашаем к разговору наших читателей по поднятым в публикации вопросам.  Ждем откликов и от тех предпринимателей, кто сумел или планирует со своей продукцией выйти на рынок Поднебесной. Также редакция готова информационно поддержать, информационно сопровождать все значимые экономические идеи, проекты, значимые с позиции влияния на развитие сотрудничества с Китаем.

Пишите на WhatsApp (555) 32-02-02, на почту: ajr23@mail.ru

 

Гезит

Рубрикалар

ПИКИР КАЛТЫРЫҢЫЗ

Сураныч, пикир жазыңыз!
Сураныч, бул жерге атыңызды киргизиңиз

Байланыштуу жаңылыктар