Суббота, 4 января, 2025
-5.9 C
Бишкек

Главные итоги 2024 года

  «Кыргыз Туусу» рассказывает о том, каких результатов добилась экономика страны в уходящем  2024-м и называет самые важные события, которые уже произошли и которые, несомненно,  окажут определяющее влияние на развитие в 2025-м и перспективе ближайших лет.
Подводить экономические итоги уходящего года в строгом смысле пока  рано: вся официальная статистика-2024 появится не в январе и даже не в феврале, а еще чуть позже. Но уже есть предварительные цифры, по которым вполне можно составить точное представление о том, как экономика страны прошла 2024 год.

Рекордный рост

Начнем  с главной цифры: валовый внутренний продукт (ВВП)  Кыргызстана в январе-ноябре вырос на 9 %, а по итогам года, как прогнозирует Евразийский банк  развития (ЕАБР), увеличится на 9,4 %.

Высокие темпы роста, считают эксперты,  сформированы за счет сильного внутреннего спроса. Так, по сравнению с 2023 годом инвестиции в основной капитал увеличились на 47,3%, объем внутренней торговли – на 18,5%. Дополнительную поддержку во втором полугодии, отмечает ЕАБР,  экономика получила вследствие наращивания выпуска в сельском хозяйстве и ускорению роста экспорта.

Вторая хорошая новость в том, что такой темп развития Кыргызстан выдерживает уже третий год подряд: налицо устойчивый рост. Означает ли это, что дальше можно просто сидеть и почивать на лаврах? Нет, конечно. Высокая скорость рождает новые вызовы и новые риски (про них обстоятельно и детально  обязательно напишем в новом году), а главная проблема здесь в том, что все сложней, все трудней становится сохранение достигнутой  динамики. Такое понимание ситуации и понимание ответственности момента, к слову сказать, есть у Кабинета министров: новый его глава Адылбек Касымалиев, выступая на недавнем курултае, в качестве одной из основных задач Кабмина назвал «поддержание темпов роста ВВП на
уровне 9 %».

Третье приятное известие –  рост доходов государственного бюджета за 11 месяцев текущего года на 17 %, что составило 60 млрд. 447 млн. сомов. Много это или мало? Много, если сравнивать с 2023-м,  мало, если иметь в виду необходимость решения множества социальных и прочих проблем, накопившихся за предыдущие десятилетия. Вывод: положение дел таково, что и здесь расслабляться никто позволить себе не может.

Грядет перезагрузка строительного сектора

В то, что ВВП страны за год вырос на 9 с лишним процентов, весомый вклад внесли строители: увеличение объема работ в отрасли  год к году составило 137 %. По этому показателю, впрочем, Кыргызстан опередил всех стран – участниц ЕАЭС.  В разрезе госвложений достигнутый рекорд  в конкретных цифрах, в частности, выглядит следующим образом:

  • сдано в эксплуатацию около 2 млн. кв. м жилья;
  • завершены строительство и ремонт 230 объектов, в том числе 100 школ, 45 детских садов, 16 объектов здравоохранения, 9 объектов культуры, 16 спортивных комплексов, 22 объектов водоснабжения, 10 других объектов;
  • отрасль освоила только бюджетных средств в сумме около 13 млрд. сомов.

Справедливости ради скажем, что строительный сектор все последние годы динамично развивался, год за годом наращивая темпы, обновляя свои рекорды. Причина известна (высокий спрос на жилье, поддерживаемый прежде всего переводами  от мигрантов в России и  кредитами местных банков), но это знание  вовсе не радовало ни власти, ни покупателей жилья. Проблема заключалась в том, что строительный бум сопровождался безудержным ростом цен и на эту совсем-совсем нездоровую ситуацию  каким-либо существенным образом не могли влиять ни государственные органы, ни сами потребители. Между тем жадность частных застройщиков, их стремление выкачать максимум прибыли с каждого квадратного метра приобретали такие масштабы и размеры, что оставалось только разводить руками, наблюдая, как на маленьких пятачках земли один за другим появляются так называемые человейники, построенные впритык друг к другу.

И вот случилось так, что государство буквально ворвалось на рынок жилищного строительства. Государство в лице госипотечной компании теперь на государственных землях само строит жилье, само продает его, само привлекает необходимые инвестиции. Яркий пример тому – 100 млн. долларов кредита, полученных от Саудовского фонда сроком на 25 лет под – вы только вдумайтесь! – 1,5 процента.

Занимается ли  государство в  данном конкретном случае бизнесом? Безусловно, занимается. Выгодно ли это стране, обществу, гражданам? Безусловно, выгодно. Выгодно не только потому, что  более высокими темпами, чем прежде, решается острейший социальный вопрос.  Не только потому, что резкое увеличение объемов строительства жилья дает экономике страны мультипликативный эффект: расширяется   спрос на продукцию других отраслей.

Главная, основная выгода от прихода государства в строительный бизнес, если исходить из текущих наших реалий, в том, что на рынке наконец-то появляется долгожданная конкуренция. Само наличие игрока, который имеет собственные земельные ресурсы, который может привлечь дешевые, длинные деньги и способен вести дела в крупных масштабах,  существенно ограничивает сверхприбыли строительных магнатов, привыкших продавать  ширпотреб в человейниках  по цене элитной недвижимости. Работа застройщика в лице государства, к которому доверие со стороны покупателя по определению выше, приведет к очищению отрасли от компаний-однодневок,   не располагающих ни капиталом, ни техникой, ни кадрами и снизится, очень на это надеюсь, напряженность вокруг т.н. проблемы обманутых дольщиков.

В любом случае ясно одно:   грядет перезагрузка строительного сектора.  Сытые для всех годы, похоже, проходят,  многим компаниям теперь надо срезать жирок, сократить  расходы, вложить деньги в освоение новых технологий, новой техники. Складывающаяся ситуация и не оставляет им иного выбора –  придется либо модернизироваться и перестроиться, либо покинуть рынок. Отсюда, впрочем, закономерный вопрос: следует ли ждать  волну банкротств застройщиков? Следует. Рынок, как говорят в народе, слезам не верит: уйдут слабые, нежизнеспособные, останутся  истинно состоятельные, истинно профессиональные компании. И выживший крепкий частник  может и должен на равных конкурировать с государством. Потом у частника огромное поле для маневра, не обязательно ему оставаться в секторе социального, массового жилья, есть ниши куда более маржинальные, куда более прибыльные, будь то элитные дома, статусные здания и комплексы.

Рождается новая отрасль – автопром

Когда-то в Кыргызстане работал один-единственный автосборочный завод, выпускающий самосвалы ГАЗ-53. С развалом Союза он  прекратил свое существование. С экономической карты страны, таким образом, исчез не завод даже, а исчезла целая отрасль. Но вот наступили другие времена, ситуация на рынках поменялась, изменилась расстановка сил в мировом автопроме. Результатом этих перемен стали выход на рынок Кыргызстана иностранных инвесторов и строительство  первых заводов. Приведу для иллюстрации два примера.

На узбекском заводе «Тулпар Моторс»,  расположенном в селе Ак-Суу Московского района, планируют выпускать порядка 20 моделей автомобилей, в числе которых Chevrolet Tracker, Onix и Cobalt, грузовики и пикапы ISUZU, а также городской автобус SAZ: первые партии техники, впрочем, уже закуплены различными госучреждениями.

В Сокулукском районе китайская компания China Hubei Zhuoyue Group строит завод, который рассчитан на выпуск 80 000 автомобилей в год — как с ДВС, так и на электротяге. Также в планах компании сборка спецтехники, грузовиков, поставка части продукции на экспорт.

А вообще, если взять в целом по стране, ожидается значительный рост выпуска продукции машиностроительной отрасли. И основание для уверенности в реальности таких прогнозов дает открытие более 100 предприятий, включая 4 крупных  завода.

Железной дорогой будет прирастать Кыргызстан

В уходящем году интересные события произошли в транспортном секторе.

Приобретены первые пассажирские самолеты для обслуживания внутриреспубликанских маршрутов. В городе Караколе возрожден аэропорт, куда совершены первые полеты. Началось строительство крупного международного аэропорта вблизи города Джалал-Абад. Сдана в эксплуатацию первая в стране платная автодорога, которая создала возможность объезда города Узген. Продолжается строительство железной дороги Балыкчи – Кочкор – Кара-Кече, завершен, по информации Минтранса, участок протяженностью  35 километров.

В начале осени на кыргызско-китайской границе после строительства временной дороги  Барскоон – Учтурфан – Аксу протяженностью 58 км состоялось торжественное открытие нового пункта пропуска «Бедель», что, несомненно, существенно увеличит объем  торговли между Китаем и странами Центральной Азии, даст толчок развитию индустрии туризма в целом по стране и в Иссык-Кульском регионе в частности. Стороны договорились до 2027 года построить всю необходимую инфраструктуру, включая современную дорогу,  таможенные, пограничные объекты, инспекционный комплекс. Эксперты полагают, что с началом работы третьего транспортного коридора в КНР оживит местная экономика, появятся стимулы для реализации новых совместных с китайским бизнесом
проектов.

Проект века

Но главное, по-настоящему эпохальное  событие произошло  буквально в последние дни декабря: старт строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан затмил все новости, вызвав вал публикаций в иностранных СМИ.

Что же известно о проекте, для скорейшего запуска которого власти Кыргызстана на протяжении более 30 лет прилагали максимальные усилия, создав, к примеру, еще в начале 90-х прошлого века специальную дирекцию, приняв даже отдельный закон, объявивший возведение магистрали национальным приоритетом?

В  цифрах, километрах и прогнозных оценках специалистов экономический портрет дороги смотрится так:

  • магистраль станет самым коротким сухопутным коридором из Китая в Центральную Азию и новым альтернативным маршрутом из Азии в Европу и на Ближний Восток;
  • дорога начнется в китайском городе Кашгар, госграницу пройдет через перевал Торугарт. Далее по маршруту будут Ак-Талинский, Тогуз-Тороуский районы, город Джалал-Абад и узбекский Андижан;
  • протяженность магистрали — 523 км, из них 305 км проложат по территории Кыргызстана;
  • на территории КР будет эксплуатироваться однопутная линия на тепловозной тяге с перспективой электрификации (проектная скорость — 120 км/ч);
  • запланировано строительство 20 станций, 27 тоннелей общей протяженностью 103 километра и 46 мостов длиной 15 километров;
  • самым длинным будет Казарманский тоннель протяженностью 13 километров;
  • самая высокая опора моста через реку Кок-Арт составит 122 метра, что эквивалентно высоте 43-этажного здания;
  • ежегодные объёмы грузоперевозок составят до 15 миллионов тонн;
  • на несколько тысяч километров и почти на неделю сократятся расстояние и сроки доставки грузов из Китая в страны Европы;
  • появится возможность организации регулярных пассажирских перевозок;
  • сопряжение этой железнодорожной дороги и Трансафганского коридора позволит эффективно соединить и усилить транспортно-коммуникационную взаимосвязанность Китая, Центральной и Южной Азии;
  • реализация проекта создаст Кыргызстану условия для диверсификации национальной экономики, поможет встроиться в глобальные логистические цепочки;
  • бизнес в Кыргызстане еще на стадии строительства дороги начнет получать доходы, поставляя строительные и другие материалы, оказывая самые разные услуги строителям магистрали.

Стратегическое значение транснациональной магистрали еще и в том, что она облегчает решение вопроса по соединению железной дорогой юг и север страны: Кыргызстану остается проложить рельсы только до Тогуз-Торо: там уже встречаются две ветки, идущие от Торугарта и Балыкчы.

Что дает безвизовый режим Кыргызстану

Хорошая новость от Министерства иностранных дел прошла практически незамеченной широкой общественностью. А новость была о том, что Кыргызстан с 4 января 2025 года вводит безвизовый режим для граждан шести стран Персидского залива – туристов из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Кувейта, Омана и Бахрейна. Как сообщил МИД КР, туристы из этих стран могут находиться в республике без оформления разрешительных документов суммарно 180 дней в течение года. Отметим, что ранее  право безвизового въезда в Кыргызстан также получали туристы из Китая: тургруппы из Поднебесной  в составе от 5 до 25 человек теперь вправе без визы находиться в стране 21 день.

В чем тут позитив? Позитив в том, что безвиз облегчает привлечение  в страну иностранных туристов. При том, заметьте,  из тех стран, в которых экономически благополучная ситуация, чьи граждане весьма платежеспособны и в большинстве своем отличаются законопослушным поведением.

А стоило ли в одностороннем порядке давать безвиз гражданам Китая, гражданам из стран Персидского залива, когда нам для въезда к ним все еще требуется разрешение? Убежден, что стоило. Мотив тут простой: в безвизе, а иначе говоря, в деньгах состоятельных иностранных путешественников больше заинтересованы именно мы, кыргызстанцы (когда разбогатеем, тогда и начнем требовать взаимности от чужеземцев). Не случайно даже богатый относительно нас Казахстан  поступает именно так, принимая очень прагматичные и мудрые решения:  так, наш сосед давно ввел безвизовый режим для, например,  Китая, Индии, Японии, США, стран ЕС, которые тем не менее сохраняют визовые ограничения для Казахстана. Но не зря говорят, что вода камень точит.  Своим упорством, своей последовательной политикой казахи своего добиваются:  год назад плотину-таки прорвало: казахстанцы получили возможность посещать Китай с туристическими или деловыми целями в безвизовом режиме в течение 30 дней. Немало преимуществ таким образом оказалось у предпринимателей, которые теперь могут свободно планировать поездки для ведения переговоров с потенциальными партнерами и инвесторами.  По данным Пограничной службы РК, увеличился и  поток гостей из КНР в Казахстан:  за год он вырос на 50%, только за 10 месяцев 2024 года республику посетили 550 тысяч туристов из Поднебесной.

Лучше перебдеть, чем недобдеть

При всех неоспоримых экономических успехах Кыргызстана остаются нерешенными старые   системные проблемы, такие, как отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, дефицит инвестиций, технологическое отставание. И неудивительно, что пока еще не получен убедительный ответ на главный вопрос: а удалось ли нам добиться коренного перелома в экономике, удалось ли добиться необратимости развития страны?

За пиаровской, пропагандистской горячкой обывателю часто не видны глубинные процессы (а жаль, что нет в Кыргызстане еще практики открытых профессиональных дискуссий, нет обстоятельной аналитики в медиа), но их, полагаю, обязаны замечать, обязаны отслеживать,  обязаны изучать и принимать решения соответствующие ведомства. А пока, думается, ясно одно: в нынешних красивых цифрах по доходам бюджета, по темпам роста ВВП  есть немалая доля таких факторов, как резкий рост товарного транзита через Кыргызстан из-за российско-украинского конфликта, как приезд к нам десятков тысяч  весьма платежеспособных релокантов из России, как экспроприация сотен миллиардов сомов политиков и бизнесменов, подвергнутых т.н. кустуризации (Вряд ли кто станет, например,  отрицать, что приход того же узбекского, китайского автопрома в Кыргызстан состоялся из-за того, что прямой выход на рынок России для компаний из третьих стран стал небезопасен из-за угрозы вторичных санкций). И все эти факторы не вечны, они относительно краткосрочны, как изменится экономическая картина Кыргызстана, когда действие выше названных обстоятельств закончится, мы еще не знаем.

Та же  российско-украинская война, повторюсь еще раз,  повлекла за собой слом исторически сложившихся хозяйственных связей, кооперационных схем и цепочек сотрудничества между экономическими субъектами России и Запада. И именно этот  геоэкономический сдвиг позволил ряду стран мира, в их числе Кыргызстану, заработать огромные, не предусмотренные в планах и программах прибыли.  Только где гарантия, что везти нам так будет всегда? Фортуна непредсказуема, в  следующий раз она может и совсем отвернуться от нас.

«Кыргызстан не может существовать изолированно», заявил на недавнем курултае председатель Кабинета министров Адылбек Касымалиев. Эти слова в моем понимании означают, что страна должна быть готова к возможным, прогнозируемым изменениям геополитической, геоэкономической ситуации в мире.  Что страна должна проводить структурную перестройку своего хозяйства не от случая к случаю, а постоянно, на системной основе, в непрерывном режиме.

Курманбек МАМБЕТОВ.

От редакции. О том, что ждет экономику Кыргызстана в 2025 году, мы напишем в первых январских номерах газеты. И постараемся обо всем рассказать честно, понятно, интересно. И вы, уважаемые читатели, можете поделиться своим мнением, своими прогнозами: пишите на WhatsApp (555) 32-02-02, на почту: ajr23@mail. ru

 

ЖООП КАЛТЫРЫҢЫЗ

Сураныч, комментарий жазыңыз!
Сураныч, бул жерге атыңызды киргизиңиз

АКЫРКЫ САН

КӨП ОКУЛГАНДАР

акыркы макалалар