whatsapp: +996 550 240 914
call-squared
тел: +996 508 070 720
new-post
tuusu@mail.ru
marker--v1
Дарек: Бишкек шаары, Т.Абдумомунов көчөсү, 193
23.03.2025
12.1 C
Бишкек
Башкы беткеМаанилүүРедкоземельный роман двух президентов

Редкоземельный роман двух президентов

Вокруг предполагаемой сделки по редкоземельным металлам между США и Украиной слухов меньше не становится. Не успела публика удивиться отказу Зеленского от подписания договора с Вашингтоном, как распространилась новость о предложении Евросоюза, которое якобы будет выгодно обеим сторонам в отличие от американского, а днем позже те же мировые СМИ сообщили о согласии Киева на новые условия хозяина Белого дома. На фоне такой информшумихи и информнеразберихи совершенно неожиданно возникла новая интрига – на глазах всего мира редкоземельный роман закручивается уже между США и Россией.

 После прошедших  в Эр-Рияде российско-американских переговоров отдельные издания опубликовали небольшие заметки о том, что представители двух стран обсуждали, помимо вопросов войны и мира, и возможность сотрудничества в горнорудной отрасли. Тема эта, без преувеличения,  тянула на сенсацию, но в ведущих мировых СМИ она  прошла как бы мимоходом, на нее совсем не обратили внимания крупные аналитики, поглощенные редкоземельным  скандалом между Киевом и Вашингтоном: у  всех только осталось легкое ощущение разведвброса.

В понедельник, 24 февраля, на телеэкране появляется президент Путин и, отвечая на вопрос журналиста о  совещании по редкоземельным металлам, говорит: «Мы готовы были бы предложить сотрудничество и американским нашим партнёрам, если бы они проявили интерес к совместной работе».  В тот же день, 24 февраля, Дональд Трамп заявляет, что США заинтересованы в «огромных запасах» редкоземельных металлов России и других ценных ресурсах, что он обсуждает с российским президентом «крупные сделки» по экономическому развитию. И тут всем становится понятно, что никаких вбросов здесь нет, что главы двух государств, судя по их синхронным выступлениям, явно движутся в одном направлении – направлении к заключению соглашения. Возникает таким образом естественный вопрос: о чем-таки здесь идет речь, как может повлиять редкоземельная сделка на ситуацию в мире в целом и на двусторонние отношения США и России в частности?

Цена вопроса

Приведу вначале небольшую справочную информацию.

К редким металлам относятся  17 видов, среди которых литий, рубидий, цезий, бериллий.  В недрах их запасы относительно небольшие, отсюда и пошло  название «редкоземельные». Потребность в мире постоянно растет из-за растущего их применения в радиоэлектронике, атомной, машиностроительной, оборонной и других отраслях. По данным исследования Verified Market Research, объем мирового рынка РМЗ к 2030 году может вырасти более чем вдвое.

До недавних пор  Китай  добывал почти 90% всех редкоземельных металлов (РЗМ), став по сути монополистом. Такое положение дел, понятно, не могло не беспокоить потребителей РМЗ, в их числе и американцев. В настоящее время доля Китая оценивается, по разным данным, в 60 – 70 %, остальную часть рынка занимают США, Австралия и Индия.  Нюанс только в том, что американцы являются самым крупным потребителем РМЗ и любые перебои в поставках этого стратегического сырья непосредственно и моментально скажутся на положении высокотехнологичных производствах США. С другой стороны, и Пекин прилагает большие усилия к тому, чтобы сохранить  свои позиции в секторе: несколько лет назад ведущие промышленные компании КНР с подачи правительства создали крупное государственное объединение — Китайскую корпорацию редкоземельных элементов, которую – внимание! — курирует сам Комитет по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР.

Последние события, к слову сказать, подтверждают самые худшие опасения американцев: в декабре прошлого года Пекин в качестве ответных мер на американские ограничения по микросхемам объявил об усилении экспортного контроля  над поставками товаров двойного назначения в США, включая запрет на вывоз продукции, связанной с галлием, германием, сурьмой и сверхтвердыми материалами и использующимися в военных целях. Китайцы также предупредили, что будут введены более строгие проверки в отношении экспорта графита, который широко применяется  в производстве аккумуляторов и топливных элементов, а также в оборонном и аэрокосмическом секторах.

Теперь несколько слов о том, какими ресурсами РМЗ располагает Китай, какими —  Россия.  По данным геологических агентств, около 60% мировых запасов редкоземельных металлов и около 15% их мирового производства приходится на Китай, а в ресурсная база РФ на 2024 год оценивалась в 28,7 млн тонн на 18 разведанных месторождениях, что составляет 20% мировых запасов.  Вопрос тут только в том, что доля добычи России на мировом рынке не превышает 1%, а переработка таких металлов в стране практически отсутствует.

Ситуация на взгляд непосвященной публики несколько парадоксальная: есть востребованные на мировом рынке ресурсы, а осваивать их никто не спешит. Между тем профессионалы понимают, что положение вполне закономерное. В РФ, во-первых, отсутствуют промышленно апробированные технологии переработки сырья, а месторождения удалены от объектов инфраструктуры. Во-вторых, никто при здравом уме и твердой памяти  не станет вкладывать огромные инвестиции в долгосрочные проекты, когда нет твердой уверенности в сбыте продукции. И эти проблемы, как вы уже поняли, прекрасно решились бы, если бы было налажено сотрудничество между российскими и американскими компаниями.

РМЗ – это не только про экономику

Вернемся к вопросу о возможном влиянии вырисовывающейся между США и Россией редкоземельной сделки на политическую ситуацию в мире. Есть здесь, думается, следующие важные факторы.

Фактор первый. На каких бы условиях (выгодных иль невыгодных для Киева) не был заключен редкоземельный договор между Киевом и Вашингтоном, расчет президентом Зеленским сделан верный: договор входит в прямое противоречие с историческими целями и задачами России, и в этом сходятся все аналитики. Договор станет еще одним мощным  и долговременным фактором, который на десятилетия вперед закрепит американское присутствие на Украине.  Исходя из этих мотивов и, надо  полагать, президентом России публично предложено США сотрудничество по добыче РМЗ, причем не только на исторической территории России, но и на Донбассе.  Теперь Трамп поставлен перед нелегким выбором: отказ от сделки означал бы  потерю будущих многомиллиардных доходов, потерю шанса на снижение рисков для собственных высокотехнологичных производств,  а заключение контракта с Россией — признание принадлежности Донбасса России, а также в определенной степени нивелирование значения договора с Киевом. К тому же ситуация на российско-украинской войне  каждый день добавляет веских аргументов к тому, чтобы все-таки пойти на партнерство с Москвой: фронт неуклонно движется на запад и под контролем  армии РФ уже находятся, к примеру, два из четырех крупнейших украинских месторождений лития, а также богатейшие залежи редкоземельных бериллия, тантала, ниобия.

Фактор второй. Предложение Путина о сотрудничестве, напомню читателю, не ограничивались только РМЗ. Президент России заявил о возможности совместной работы и по другим направлениям и даже назвал конкретный проект: построив ГЭС стоимостью 15 миллиардов долларов в Красноярском крае, можно,  по словам Путина, получать дешевую энергию, на этой базе начать производить  алюминий и поставлять его на рынок США. Означают ли все эти заявления  (и Путина, и Трампа) о заинтересованности в сотрудничестве  то, что американцы и россияне быстро подпишут нужные бумаги и немедля приступят к практической работе? До такого финала, конечно же, еще далеко: сторонам еще предстоит решать совсем не простые вопросы, связанные с отменой санкций, взаимным открытием своих рынков, разблокировкой арестованных активов, в том числе резервов Центробанка России. Предстоит, по большому счету, полная перезагрузка отношений.

Фактор третий. Чего хочет Трамп, налаживая отношения с Путиным, не планирует ли он таким образом вбить клин между Пекином и Москвой? Эти вопросы, судя по публикациям мировых СМИ, волнуют всех. Здесь, думается, надо четко разделить вещи на стратегические,  важные с  позиции коренных национальных интересов страны и на те, которые относятся к сфере нормальной, вполне естественной экономической конкуренции (российско-американское сотрудничество по РМЗ, например, может несколько ослабить монополию китайских компаний; свою выгоду от работы с американцами не упускают и китайцы, строго соблюдая антироссийские санкции Вашингтона). Наблюдатели считают, что в современных условиях США вряд ли удастся повторить старый трюк времен СССР, когда они смогли поссорить Китай и Советский Союз. Сейчас иные времена и троицу, впрочем, по трезвому размышлению, вполне устроило бы положение, когда все три страны самодостаточны и ничего друг против друга,  что называется, не замышляют.

Курманбек МАМБЕТОВ

 

Гезит

Рубрикалар

ПИКИР КАЛТЫРЫҢЫЗ

Сураныч, пикир жазыңыз!
Сураныч, бул жерге атыңызды киргизиңиз

Байланыштуу жаңылыктар