Главной новостью уходящей недели стало объявление Дональдом Трампом чрезвычайного положения в США из-за торгового дисбаланса и обложение повышенными пошлинами 185 стран. Что еще важного, значимого происходило в экономике, сфере финансов, мире бизнеса в Кыргызстане и за рубежом в течение минувших семи дней?
Тарифная буря, которая разразилась в мире с подачи хозяина Белого дома, не обошла стороной Кыргызстан. США ввели пошлины и на товары из нашей страны: впредь с экспорта КР будет взиматься 10-процентный сбор. В обоснование такого решения говорится о том, что такие же ставки в отношении американского импорта применяются и Бишкеком. На фоне этих новостей и возник всеобщий интерес к тому, что мы продаем в США и что там покупаем?
Кыргызстан, по сути, вне удара
По данным из открытых источников, в прошлом году товарооборот между США и КР составил $261,3 млн. Из этой суммы только $6,3 млн. приходится на долю кыргызского экспорта, что составляет менее 0,2 % от общего объема экспорта Кыргызстана за 2024 год в $3.8 млрд. Иными словами, цифры чисто символические, которые по определению не влияют на общую картину продаж за границу. Основная структура экспорта в США также не выглядит впечатляющей: в минувшем году мы продали за океан одежду на $1,3 млн., сигареты – на $ 654 тыс., мед – на $528 тыс.
Правда, не на шутку возбудились отдельные «эксперты», имеющие привычку по поводу и без повода давать «ценные советы» властям (весна, видимо, на них действует, да и Трамп с некоторых пор стал своеобразной виагрой для особо впечатлительных деятелей): в новых американских пошлинах они умудрились увидеть фантастические перспективы для Кыргызстана. Импорт из Китая в США составляет $620 млрд., после введения новых тарифов продукция Поднебесной становится менее конкурентоспособной и часть американского рынка высвобождается, и нам, мол, надо быстро наладить реэкспорт китайских товаров в США, пишут они. В общем, идея простая такая, простая до наивности. В самом деле, если даже допустить, что китайцы ринутся через нас торговать с США, то где гарантия, что бдительный Трамп это не отследит и 10-ти процентную пошлину для Кыргызстана сделает другой — повышенной, то бишь заградительной? Та же самая опасность, как все понимают, подстерегает и тех, кто решит (кто не дружит с головой, я бы сказал) наладить здесь производство с расчётом на американский рынок (таким бизнесменам урока Мексики достаточно: обосновавшиеся там китайские компании уже готовятся перенести свои производства в США): пока построят завод, ситуация в мировой торговле может поменяться тысячу раз, да и век Трампа недолог — кто знает, может, придёт после следующих выборов новый хозяин в Овальный кабинет и отменит все решения своего предшественника.
Между тем, сообщают информагентства, Дональд Трамп уже приступил к переговорам о снятии торговых пошлин с представителями ряда стран, среди которых Вьетнам и Израиль. По данным американского телеканала CNN, консультации проведены и с властями Индии. О готовности снизить тарифы также объявили Камбоджа и Индонезия. «Каждая страна звонила нам. В этом и заключается прелесть того, что мы делаем: мы ставим себя на место водителя», – цитирует CNN слова Трампа.
Золотое время для золота Кыргызстана
Политика Дональда Трампа непредсказуема и она очень сильно нервирует глобальный бизнес. От неожиданных, трудно просчитываемых решений хозяина Белого дома мировые рынки начинает лихорадить, на биржах ставку делают на замедление роста мировой экономики и на снижение курса доллара. Ожидаемо падают цены на сырье, в том числе цены на нефть (что, впрочем, неплохо для таких импортеров ГСМ, как Кыргызстан). И инвесторы, и просто богатые люди для своих денег ищут «тихую гавань», где можно переждать финансовую бурю. В такой ситуации один только товар дорожает, дорожает золото — основной экспортный товар Кыргызстана: в день объявления новых американских пошлин цена металла в моменте превышала $3200 за унцию (для сравнения: в прошлом году КР экспортировала 17,7 тонны золота, в течение года были зафиксированы 40 новых рекордов, а средняя цена в четвертом квартале составила $2 663 за унцию).
Тарифная конфронтация между США и КНР
Китай – самый крупный экспортер на американском рынке. В торговле с Поднебесной у США огромное отрицательное сальдо, потому она является главным раздражителем для Трампа. Потому и никого не удивило то, что 2 апреля Вашингтон ввел дополнительные пошлины в 34% на китайский импорт в США. При этом хозяин Белого дома объявил, что тарифы вступают в силу через неделю и в это время можно договориться о новых условиях сотрудничества.
Пекин, вопреки ожиданиям Вашингтона, не стал вступать в переговоры и сходу выкатил свою тридцатьчетверку, ответив Трампу зеркальными пошлинами. В своем заявлении правительство Китая обвинило США в «посягательстве на законные права и интересы всех стран», «грубом нарушении правил Всемирной торговой организации». В заявлении отмечается, что Соединенные Штаты используют пошлины для подрыва существующего международного торгово-экономического порядка, ставя интересы США выше международного общественного блага. Пекин считает, что «подобные действия неизбежно встретят широкое противодействие со стороны международного сообщества».
«Мы не провоцируем конфликты, но и не боимся трудностей. Давление и угрозы — неверный способ выстраивать отношения с Китаем», предупреждают власти Поднебесной. «Будучи второй по величине экономикой мира и вторым крупнейшим потребительским рынком товаров, Китай будет шире открывать двери внешней открытости вне зависимости от изменений международной обстановки», подчеркивается в заявлении.
«Китайцы сделали неверный ход», написал Трамп в своей социальной сети капслоком и на 2 мая наметил новый удар по китайским товарам: с этой даты он отменяет исключение для интернет-магазинов, которое позволяло отправлять в США посылки дешевле 800 долларов без налогов и таможенных проверок. Отмена льготы, считают эксперты, ударит в первую очередь по китайским ритейлерам вроде Shein и Temu: только в прошлом году американцы получили почти 1,5 млрд таких отправлений.
Судя по воинственной риторике сторон, тарифная конфронтация имеет все шансы на продолжение. И пока обмен резкими заявлениями не прекращается, нельзя и ответить на вопрос: еще сколько продлится торговая битва гигантов и кто с какими потерями и приобретениями выйдет из нее? Ясно сейчас лишь одно: экономическое противостояние крупных держав не обойдется без серьезных последствий и для мира в целом, и для конкретных стран в частности.
Риски и перспективы для Кыргызстана
Введение взаимных 34-процентных пошлин на торговлю между двумя крупнейшими экономиками — США и Китаем — значительно изменит экономическую динамику, говорит ведущий научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук, отвечая на вопрос РБК. В отличие от предыдущего раунда, когда Китай дал скорее показательный, чем реальный ответ, сейчас речь уже идет о полномасштабном противостоянии, отмечает он. «Следовательно, мир погружается в глобальную торговую войну. Негативный эффект от такой войны может достигнуть и даже превысить 1 п.п. глобального роста, который будет распределен между странами по-разному», — прогнозирует Фиранчук.
Замедление роста мировой экономики неизбежно повлечет за собой сокращение спроса на сырьевые и околосырьевые товары (нефть, газ прежде всего), что приведет к снижению цен. Это в свою очередь создаст проблемы с пополнением бюджетов тех стран, чье экономическое благополучие сильно зависит от экспорта энергоресурсов. Стало быть, пострадать может и Россия. Уменьшение государственных доходов РФ чревато проблемами на рынке труда (увеличение безработицы, уменьшение зарплат), что отрицательно скажется на положении мигрантов из Кыргызстана. Цепную реакцию для Кыргызстана вызовет и вероятное уменьшение покупательной способности самих российских граждан: они станут меньше покупать традиционно экспортируемые из нашей страны одежду, продукцию сельского хозяйства.
Однако, для нас, кыргызстанцев, есть и очевидные плюсы от разборок больших стран. Снижение цен на нефть, другие энергоресурсы объективно выгодно нашей стране, в таком случае будет надежда хотя бы на стабилизацию цен на импортируемые ГСМ. Часть излишков китайской продукции, образовавшихся из-за трамповских пошлин, может быть перенаправлена на наш рынок: появится у местных потребителей возможность покупать более качественные товары (не только ширпотреб, но и технику, оборудование) по более низким ценам. Не исключен еще рост интереса к сотрудничеству с Кыргызстаном со стороны малых и средних компаний Поднебесной: паника на глобальных рынках, непредсказуемость действий больших игроков уже вынуждает их обратить свои взоры на недооценённые доселе страны и регионы – КР в такой ситуации представляет собой очень даже неплохой вариант для вложения инвестиций с расчетом на выход на рынки стран ЕАЭС.
Новости одним предложением
• По данным Евразийской экономической комиссии, самые высокие показатели среднего роста ВВП на одного занятого зафиксированы в Армении и Кыргызстане с 2014 по 2024 год.
• Совокупная выручка заемщиков Российско-Кыргызского фонда развития по итогам прошлого года увеличилась на 14,6 млрд сомов и достигла 136,3 млрд сомов, что составляет почти 9% ВВП страны.
• В марте текущего года через Кыргызстан в Россию ввезли 1 880 легковых автомобилей, что больше относительно февраля на 75,8%.
• Ратифицировано соглашение о совместном управлении больницей кыргызско-турецкой дружбы.
• В Наманганской области Узбекистана началось строительство ГЭС-2 на реке Нарын.
Курманбек МАМБЕТОВ